Nart Time - Rally Raid Team, Russia   RU  |  EN  |  FR
12 декабря 2010

Изменения в правилах.

02-03 декабря 2010 в Штаб-квартире ФИА в Женеве (Швейцария) состоялось заседание вновь созданной «Омологационной Комиссии ФИА», а также ежегодный семинар ФИА для технических контролеров. В работе заседания и семинара приняли участие представители от России: М.Бонч-Осмоловский – член комиссии и А.Брусникин – председатель КСТ РАФ.

Традиционно были рассмотрены изменения в технических требованиях и иных документах, регламентирующих технические аспекты автомобильного спорта. Отметим наиболее важные моменты, затронутые в обсуждении.

Выделяем изменения, касающиеся ралли-рейдов

«Автомобили для внедорожных ралли» (Статьи 281 - 287 Приложения J).

281, 282: Группа Т1-2 – название изменено на Т3.
283 (Безопасность): Дается разрешение на размещение емкостей, содержащих огнегасящий состав в багажном отсеке, уточняется способ крепления.
Уточняется что все элементы каркаса безопасности должны быть выполнены из единого куска трубы.
Уточняется что омологированные защитные накладки (для предупреждения повреждений шлема) должны быть жестко закреплены на трубах каркаса.
Дается разрешение на обклеивание снаружи лобового стекла прозрачной пленкой.
Вводится обязательный «смотровой лючок» для проверки маркировки срока годности безопасного топливного бака.
Вводится обязательная блокировка «салазок сидений».
Описывается возможность установки безопасных сидений нового стандарта ФИА (8862/2009).
285 (Т1): Уточняется возможность построения автомобиля на базе серийного НЕСУЩЕГО КУЗОВА, с соответствующими следствиями из этого факта.
Конкретизируются не очень принципиальные моменты подготовки двигателя: свободные клапанные крышки; объемы впускного коллектора и интеркулера.
Объявлены серьезные изменения которые должны войти в силу с 01.01.2012г, и касающиеся подготовки бензиновых и дизельных двигателей, и, соответственно, размеров воздушных рестрикторов.
Комментарий, не отраженный в Статье 285. «Ввиду крайней малочисленности автомобилей, подготовленных u1087 по данным требованиям ( в основе своей – ТТ 2010 года), регламентом будет сделано продление действия «старых требований» (ТТ 2009 года) на сезон 2011, а скорее всего, и на сезон 2012.»
286.: (Т3). В статью внесен ряд изменений, касающихся:
Построения автомобиля на базе серийного НЕСУЩЕГО КУЗОВА (см выше); веса автомобилей малых классов (до 1400 куб.см. и 1400 – 1600 куб. см.); числа передач КПП (6 макс. для а/м до 1400 куб.см); конструкции элементов ходовой части. Существенно изменен текст пункта 286-10, регламентирующий ТТ к «маленьким и легким» автомобилям (минимальный вес 550 кг, максимальный объем – 1050 куб.см.
287.: (Т4 - Грузовики). Уточняются разрешенные модификации переднего бампера.
 
Остальные изменения:
 
1. «Статьи 251, 252 Приложения J» – изменений практически нет.
2. «Требования безопасности N, A, B, SP» (Статья 253 Приложения J).
Уточняется конструкция системы вентиляции топливного бака.
Дается разрешение на размещение емкостей, содержащих огнегасящий состав в багажном отсеке, уточняется способ крепления.
Уточняется, что все элементы каркаса безопасности должны быть выполнены из единого куска трубы.
Уточняется что омологированные защитные накладки (для предупреждения повреждений шлема) должны быть жестко закреплены на трубах каркаса.
Наконец-то дается официальное разрешение устанавливать в верхней части задних дверей «решетки» для вентиляции салона.
Дается разрешение на оклеивание снаружи лобового стекла прозрачной пленкой. Вводится обязательный «смотровой лючок» для проверки маркировки срока годности безопасного топливного бака.
Описывается возможность установки безопасных сидений нового стандарта ФИА (8862/2009), в том числе на кронштейны, омологированные с автомобилем.
3. «Группа N» (Статья 254 Приложения J). Вводится свобода элементов крепления патрубков двигателя (воздух, вода, масло, ...). Дается разрешение переносить электрический жгут, проходящий через колесную арку. Для автомобилей с рабочим объемом свыше 2л уточняются материал и размеры колесных дисков.
4. «Автомобили Super 2000 rally» (Статья 254А Приложения J). Автомобили с 2-литровым атмосферным двигателем.
Уточняется процедура измерения веса.
Прокладки двигателя – свободные.
Разрешается заменять электрический сервоусилитель руля на омологированные гидравлический и электрогидравлический (и обратно).
Уточняются материал и размеры колесных дисков.
Уточняются способы разрешенного усиления подрессоренных деталей шасси и кузова деталями из стали или алюминия.
Число топливных насосов – свободное.
5. «Группа А» (Статья 255 Приложения J). Без изменений.
6. «Автомобили Super 2000 rally/ WRC» (Статья 255А -НОВАЯ СТАТЬЯ Приложения J ). (Касается также Статьи 263 Приложения J). Вводится т.н. «глобальный двигатель» - бензиновый четырехцилиндровый двигатель u1089 с рабочим объемом 1600 куб.см, снабженный одноступенчатым турбонагнетателем.
Такой двигатель может быть выполнен (через омологацию) на основе ЗАГОТОВОК блока цилиндров и головки цилиндров серийного двигателя автомобиля данной марки. Возможно также использование двигателя такой же концепции, омологированного иным производителем ДВИГАТЕЛЕЙ (даже не имеющим отношения к производству каких-либо автомобилей). И в том и в другом случае на конструкцию двигателя накладывается ряд ограничений, например: обязателен непосредственный впрыск топлива; максимальный диаметр цилиндра (84 мм);
ограничены характеристические размеры поршней, клапанов; максимальная степень сжатия (12.5); объем впускного коллектора и диаметр дроссельной заслонки; запрещены  «фазовращатели»; запрещены «экзотические материалы»; и т.п. Обязательна омологированная ФИА система сбора данных. Ограничено давление наддува турбины (2.5 бар). Ограничена максимальная стоимость блока цилиндров (как «заготовки», так и обработанного).
Такие двигатели будут применяться уже с сезона 2011 в автомобилях “S2000 RA”, “WRC”, “S2000 кольцо”.
Появится новая Статья 255А, описывающая автомобили “S2000 RA”. Кстати, омологации “WRC” будут отличаться от “S2000 RA” не очень сильно. Для WRC могут быть дополнительно омологированы: переднее и заднее аэродинамические устройства; маховик двигателя; тормозные скобы и диски; заднее и боковые стекла из поликарбоната. И это все.
Наряду с ожидаемыми омологационными представлениями от «Ситроен» (“DS3”) и «Форд» (“Fiesta”), появилось представление от «БМВ» (“Mini Countryman”), ожидаются и еще.
7. «Группа B» (Статья 256 Приложения J). Без изменений.
8. «GT Rally». Предполагается (находится в стадии разработки) введение группы с условным названием «GT – Rally». Это будут автомобили с приводом на одну ось, описываемые омологацией типа GT-1 или GT-2. Минимальный выпуск – 300 шт в год. Баланс между мощностью и весом должен быть соблюден в виде некоего коэффициента. Возможно введение воздушного рестриктора.
9. «GT 1,2». (Статья 257 Приложения J). Из существенных изменений ТТ:
Уточняются требования к «плоскому днищу». Уточняются требования к положению колес относительно кузова (верхняя часть комплектного колеса не должна быть видима ни сверху ни сзади).
С.01.01.2012 вводятся требования на размещение балласта для гандикапа.
С 01.01.2013 изменяются требования по ширине, диаметру и материалу колесных дисков.
10. «GT 3». (Статья 257А Приложения J). Класс имеет сильное развитие в разных странах. Омологируются новые модели. Предполагается индивидуальная (по моделям) подгонка «balance of performance» путем тестирования автомобилей различных моделей тест-пилотами & и инженерами от ФИА и установкой соответствующих рестрикторов. Из существенных изменений ТТ:
Обязательна установка устройства для быстрого съема рулевого колеса.
Перечень неоригинального оборудования, разрешенного к установке в салоне дополнен: гидравлические магистрали тормозной системы; электронный и гидравлический блоки управления системы АБС; пневматический блок системы управления КПП.
С.01.01.2012 вводятся требования на размещение балласта для гандикапа; уточняется расположение буксировочных проушин.
11. «Автомобили для ралли групп R». (Статья 260 Приложения J). Изменена форма размещения текста. Вместо раздельных текстов на французском и английском языках, как это было ранее, ныне каждый пункт дается в более привычной, параллельной франко – английской форме. Из существенных изменений ТТ:
Дается разрешение частично удалять перегородку в моторном отсеке для размещения воздушных фильтров и элементов системы впуска (R2,R3).
Уточняются предписания по размещению выпускной системы в случаях, когда оригинальная система имеет одно или два концевых отверстия (R1,R2,R3). Уточняются разрешенные способы крепления воздуховодов для охлаждения тормозов (R2,R3).
Дается разрешение модифицировать расположение гидравлического ручного тормоза при условии, что он остается в месте омологированном в группе R (на центральном туннеле и т.п.) (R1,R2,R3).
Даются предписания по возможности использования карбона или кевлара для боковой защиты шасси и топливного u1073 бака (R1,R2,R3).
Предусматривается возможность установки панели приборов, омологированной расширением VR (R2,R3).
«Группа R4». Техтребования, приведенные в конце Статьи 260, в отличие от требований к (R1,R2,R3) базируются, в дополнение к тексту приведенному в данной статье, на статьях 251,252,253 и 254 Приложения J. Аналогично, такие автомобили описываются совместно омологационными формами групп A, N и расширением VR4. Таким образом, возникает еще одна группа подготовки автомобилей для ралли, «R4», и омологационное расширение “VR4”. Cмысл – улучшить соревновательные характеристики класса «N4» и приблизить их к “S2000
RA”. Расширением VR4 дополнительно можно или «должно» омологировать (без  минимального выпуска):
- опоры силового агрегата;
- новое место расположения аккумуляторной батареи, в том числе в салоне;
- локальные модификации кузова для крепления передней и задней подвески;
- верхние опоры переднего и заднего амортизаторов;
- передний и задний подрамники для крепления, соответственно, передней и задней подвесок;
- рычаги подвески, принцип омологации аналогичен R2,R3 (т.е. сварные из листа, трубчатой конструкции либо оригинальные усиленные);
- облегчение капота и багажника путем удаления материала, в том числе организация закрытых сеткой проемов;
- боковые передние и задние стекла из поликарбоната;
- панель приборов;
- обязательная модификация внутренней части передних дверей с целью предохранения экипажа от боковых ударов, для наполнения энергопоглощающей пеной;
- некоторые менее значимые элементы и системы.
Для « группы R4» применимы те же А-групповые (т.н. «не спортивные») омологационные расширения, которые имеют силу в группе N, а также все N-групповые VO. Правила применения расширения VR4:
- на данный номер базовой карты омологации возможно только одно расширение VR4.
- использование любой части расширения VR4 переводит автомобиль в группу R4.
- нет обязательности использования всего расширения целиком.
- части омологированные расширением VR4 не могут быть подвергнуты никаким  модификациям.
Минимальный вес '31300 кг без экипажа и с одним запасным колесом.
Турбина строго N-групповая, рестриктор 33 мм, конструкция идентична гр.N.
12. Super 2000 кольцо”. (Статья 263 Приложения J). Серьезные изменения в ТТ.
Класс переходит на «глобальный мотор» (см. выше, п.6). Соответственно, в конструкцию автомобиля вносятся многочисленные модификации, необходимые для реализации работы этого двигателя с турбонагнетателем.
Перед турбиной рестриктор 33 мм, конструкция идентична гр.N.
Остаются только омологированные секвентальные КПП.
Минимальный вес: 1170 для переднего привода, 1200 кг для заднего.
13. «Группа Е – свободная формула». (Статья 277 Приложения J). Статья по сути своей не является техническими требованиями, а представляет собой базу для построения национальных техтребований для а/м различных классов и формул. Статья изменена для того, чтобы классифицировать больше различных типов а/м. Например, введены описание для гоночных а/м с пространственной трубчатой рамой и соответствующие требования по безопасности.
14. «Автокросс и ралли-кросс». (Статья 279 Приложения J). Изменений довольно много. Изменились названия групп и подгрупп:
a. вместо “Division 1” – будет “Supercars”;
b. вместо Division 1-A” – будет “Super 1600”;
c. вместо “Division 2” – будет “Touring cars”;
d. вместо “Division 3” – будет “SuperBuggy”;
e. вместо “Division 3A” – будет “Buggy1600”
f. вместо “Division TAX” – будет “Touring Autocross”;
Появилась новая подгруппа: “Junior Buggy” (рабочий объем двигателя до 600 куб.см, вес – не менее 350 кг, остальное – как у прочих “Buggy”).
Значительно видоизменились ТТ к группе “Touring Autocross” (бывш. “Division TAX”). Эти автомобили могут не иметь омологации ФИА, но должны продаваться в ЕЭС и быть представлены в ФИА одной из НАФ. Подготовка в целом близка к “Supercars” со следующими основными отличиями: максимальный рабочий объем не ограничен величиной 3.5 литра (для двигателей без наддува), минимальный вес в зависимости от рабочего объема несколько менее чем для “Supercars”, однако здесь автомобиль взвешивается с водителем.
Кроме того в Статье есть следующие новации. Уточнено определение запрещенной телеметрии. По «кузовам»: обязателен задний красный предупредительный u1092 фонарь (в дополнение к стоп-сигналам); увеличен вес (до 1000 кг) для автомобилей с объемом двигателя 1400 – 1600 куб.см; уточняется толщина материала неоригинальных бамперов и крыльев. Вводится разрешение на замену усилителя бампера на неоригинальную деталь трубчатого сечения 40х2 либо 50х1.5 кв.мм. Уточняется конструкция защиты шарниров «карданных»
(продольных) валов в трансмиссии.
По «багги»: увеличена максимальная ширина до 2100 мм; запрещена активная подвеска; вводится запрет на управление давлением турбины; обязателен задний красный предупредительный фонарь (в дополнение к стоп-сигналам); запрещаются датчики скорости вращения на элементах трансмиссии.
16. «Грузовики для кольцевых гонок» (Статья 279 Приложения J). Ужесточены требования к конструкции защиты шарниров «карданных» (продольных) валов в трансмиссии.
17. Оборудование безопасности и экипировка. Инициатива и призыв Президента ФИА г-на Ж.Тодта формировать предложения по улучшению ситуации с безопасностью в автомобильном спорте. ФИА ждет предложений от национальных федераций.
Сиденья: действует стандарт 8855-1999, срок годности 5 лет.
В 2009 введен новый стандарт 8862-2009, срок годности 10 лет. Сиденья могут быть использованы только с кронштейнами, омологированными вместе с сиденьем, либо с автомобилем. Применение самодельных кронштейнов и опор не допускается. Предусмотрена новая форма омологационного «шильдика», содержащая информацию также и о МОДЕЛИ сиденья. Такие сиденья имеют больший размер и вес (11 кг вместе с кронштейнами). Ввиду большого размера установка таких сидений в «маленькие» автомобили затруднительна. Однако, ожидаются модификации сидений старого стандарта (8855-1999) для улучшения
безопасности при их установке в «маленькие» автомобили.
Шлемы: Приняты решения об ограничении сроков действия старых стандартов на шлемы: SNELL SA2000, M2000 – до 31.12.2014.
BS6658-85 A/FR - до 31.12.2013
Относительно новый стандарт на шлемы 8860-2004 подвергся дальнейшей модификации, он заменяется на стандарт 8860-2010. Разработана новая форма омологационного «шильдика» - стикера, содержащая информацию о МОДЕЛИ сиденья и серийный номер изделия (чего раньше не было). Стикер размещается внутри шлема. Все шлемы соответствующие этому стандарту будут иметь унифицированное резьбовое (резьба М6) сопряжение с лямками системы HANS.
При разработке и производстве таких шлемов, за счет использования современных технологий и материалов удалось улучшить ряд характеристик определяющих защитные свойства шлема на 30% - 50% (вес, сопротивление внешнему проникновению, энергопоглощение, распределение нагрузок на большую площадь и т.п.). Возросла, однако, цена шлема (не дешевле 1000 Евро).
Эти шлемы перечислены в новом «Техническом списке ФИА №41», как полностью совместимые с системами FHR (Frontal Head Restraint) – новое название вместо HANS. Для их идентификации достаточно одного стикера, который автоматически подразумевает совместимость с FHR.
Иные системы защиты головы и шеи. Разработки таких систем идут, некоторые доступны в продаже. (DefNder, Leatt Brace, Hybryd). До сих пор полностью омологированных таких систем нет. КРЕПИТЬ шлем к ним нельзя.
Разрабатывается, в частности, возможность применения систем типа “AirBag”.
Более полная информация будет опубликована на сайте ФИА www.fia.com
192241, Санкт-Петербург, ул. Софийская, 60
тел/факс: 812 269-12-62, тел: 812 702-43-20
info@narttime.ru
© 2002 — 2013 Nart Time